RSS

Обзор СМИ

Показывать материалы за:

Российское Движение Школьников
Школьники смогут принять участие в сотне мероприятий РДШ в 2017 году (19 января 2017 года)

Российское движение школьников в этом году проведет около сотни мероприятий по всей стране. Об этом сообщила исполнительный директор РДШ Алиса Крюкова сегодня, 19 января, на пресс-конференции в департаменте образования города Москвы, на которой были намечены планы РДШ на 2017 год в целом, и московского отделения в частности.

После старта и проведения масштабных проектов во всех субъектах РФ в 2016 году Российское движение школьников продолжает свою работу. В текущем году Движение планирует провести около 100 мероприятий – образовательные проекты, слеты, тематические смены во Всероссийских детских центрах, форумы, акции и конкурсы призваны раскрыть таланты школьников, объединить ребят и дать им шанс заявить о себе на всю страну.

По словам Алисы Крюковой, московское отделение РДШ активно включается в мероприятия Движения. На сегодняшний день к РДШ присоединились 19 столичных школ, ребята не только принимают участие, но и побеждают в конкурсах по всем направлениям Движения, а юные московские журналисты в составе детского пресс-центра освещают все ключевые мероприятия организации.

Председатель московского отделения РДШ Надежда Куранина уточнила в свою очередь, что за первое полугодие 2016-2017 учебного года московские школьники приняли участие в более 30 проектах федерального и регионального уровней.

- Одно из знаковых мероприятий этого года - проводы и запуск ракеты и экипажа с нашим председателем, космонавтом Сергеем Рязанским. Оно пройдет в конце мая. Мы надеемся, что лучший школьник Москвы поедет в Казахстан, чтобы поучаствовать в этом мероприятии, - отметила Алиса Крюкова.

Она также напомнила, 2017-ый объявлен Годом экологии, и РДШ активно включается в работу по сохранению природы, защите и восстановлению окружающей среды. Так, в этом году запланирован ряд экологических акций, конкурсов, реализация школьных проектов по защите окружающей среды. Кроме того, в 2017 году РДШ уже во второй раз проведет Слет юных экологов, на котором школьники смогут представить свои исследовательские проекты по охране экологии с тем, чтобы их опыт мог быть распространен на территории всей страны.

Добавим, сегодня Российское движение школьников охватывает 85 субъектов РФ и свыше 1000 школ. Школьники уже определились с направлениями движения и приступили к разработке собственных проектов. В образовательных учреждениях запущены и активно работают детские пресс-центры. Ребята готовят репортажи и видеоматериалы для сайта и социальных сетей РДШ. На базе школ действуют волонтерские корпуса, работают военно-патриотические клубы и экологические отряды.


Оригинал статьи: https://xn--d1axz.xn--p1ai/news/631
Газета «Большая Москва»
В московской гимназии стартует «Год экологии» (20 января 2017 года)

И начинается он с акции по раздельному сбору отходов

В рамках программы Департамента образования города Москвы «Зеленая школа» гимназия 1409 объявляет первую школьную эстафету мероприятий по защите окружающей среды. Более того, итальянские гости - учащиеся и педагоги из Италии, которые сейчас гостят в семьях гимназистов в рамках культурного обмена по программе ПРИЯ - тоже решили поддержать акцию и провести ее в своей школе – в городе Вероне.

Акцию инициировала ученица 4«В» класса Арина Рубина, которая для своей проектно-исследовательской работы выбрала тему «Проблемы окружающей среды: вред пластика». В ходе своей работы Арина взаимодействовала с международными экологическими организациями и выполнила исследования на русском и английском языках.

Напомним: в прошлом году депутаты комиссии Московской городской думы по экологической политике выступили с инициативой введения в столичных школах раздельного сбора мусора в рамках эколого-просветительской работы.


Оригинал статьи: http://b-m.info/obshchestvo/v_moskovskoy_gimnazii_startuet_god_ekologii_/
ИА ТАСС
Самый активный школьник Москвы может принять участие в запуске космического корабля (19 января 2017 года)

Самый активный ученик из Москвы, который проявит себя в мероприятиях Российского движения школьников, может получить возможность принять участие в запуске космического корабля в конце мая 2017 года в Казахстане. Об этом сообщила на пресс-конференции исполнительный директор общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" Алиса Крюкова.

"У нас будут проводы и запуск ракеты, и экипажа с нашим председателем Сергеем Николаевичем Рязанским. Он (запуск - ред.) пройдет в конце мая, и мы надеемся, что лучший школьник, самый активный школьник Москвы у нас поедет в Казахстан", - сказала Крюкова.

Она также добавила, что всего во втором полугодии 2016-2017 учебного года Российским движением школьников запланировано проведение более 100 мероприятий, а также 12 тематических смен в таких детских лагерях как "Орленок", "Смена" и "Океан".


Оригинал статьи: http://tass.ru/moskva/3955256
Район Северное Измайлово
Лидеры ученического самоуправления школы № 2033 приняли участие в «Субботе активиста» (19 января 2017 года)

Занятие на тему "Управление конфликтами", прошедшее в минувшую субботу в рамках проекта Департамента образования Москвы "Субботы активиста" посетили лидеры самоуправления школы № 2033.

Занятие состоялось в ГБПОУ "Воробьевы горы", а провел его доктор психологических наук, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Тахир Базаров. Проходило мероприятие в формате мастер-класса. На занятии школьники узнали о том, какие бывают группы конфликтов, что такое межличностный конфликт, а главное - какие существуют эффективные способы, помогающие выйти из конфликтных ситуаций. С учетом того, что лидеры ученического самоуправления имеют дело с людьми - своими торащима, преподавателями, родителями - знания и навыки, полученные на этом мастер-классе, несомненно, помогут им в их общественной деятельности. Сами школьные активисты отметили, что мероприятие оказалось интересным, полезным и увлекательным, и что подобные мастер-классы помогают найти решения в сложных ситуациях общения и лучше понять самого себя и других людей. 


Оригинал статьи: http://sevizm.vaonews.ru/?p=37433
Портал «Российское Образование»
В 2017 году РДШ планирует провести в регионах более 100 мероприятий (19 января 2017 года)

В 2017 году Российское движение школьников планирует провести в регионах более 100 мероприятий, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на исполнительного директора РДШ Алису Крюкову.

«Всего на 2017 год РДШ запланировало более 100 мероприятий. Одно из знаковых мероприятий 2017 года – проводы и запуск ракеты и экипажа с нашим председателем, космонавтом Сергеем Рязанским. Он пройдет в конце мая. Мы надеемся, что лучший школьник Москвы поедет в Казахстан, чтобы поучаствовать в этом мероприятии», - сказала Крюкова.

По ее словам, в настоящее время отделения РДШ представлены во всех субъектах России.

«Везде есть региональные координаторы, председатели и опорные площадки – это школы, учреждения дополнительного образования. В каждом регионе у нас есть также совет РДШ, в который входят представители всех четырех направлений деятельности организации. Это представители военно-патриотического направления, гражданской активности, информационно-медийного направления и личностного развития», - сообщила Крюкова.

Президент России Владимир Путин 29 октября 2015 года подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Организация создана в целях «совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей».

Учредителем является Федеральное агентство по делам молодежи. Оно также будет обеспечивать представительство РФ в координационном совете организации.

Председателем РДШ стал космонавт-испытатель Сергей Рязанский. Съезд организации прошел в МГУ 18 и 19 мая 2016 года.


Оригинал статьи: http://www.edu.ru/news/horoshie-novosti/v-2017-godu-rdsh-planiruet-provesti-v-regionah-bol/
Портал «М24»
Пешеходные переходы возле школ Москвы проверят на удобство и безопасность (20 января 2017 года)

Удобство и безопасность расположения пешеходных переходов возле московских школ проверят волонтеры. Об этом m24.ru рассказала председатель комиссии по безопасности Мосгордумы и куратор проекта "Безопасная столица" Инна Святенко. В ее адрес поступило множество обращений от родителей. Они говорят, что возле некоторых школ переходы расположены неудобно и нерационально, из-за чего дети регулярно перебегают дорогу в неположенном месте.

"Мы хотим проверить правильность расположения пешеходных переходов возле всех школы Москвы. В рейд пойдем совместно с сотрудниками ГИБДД, чтобы можно было сразу на месте зафиксировать нарушения, если они есть. И дальше передать властям наши рекомендации для исправления", – подчеркнула Святенко.

Она добавила, что проверки необходимы, поскольку в каждом случае нужно принимать индивидуальное решение. "Часто родители просят установить возле школы "лежачих полицейских", но не всегда это возможно. Например, если у дороги три полосы движения и более – то его ставить уже нельзя. Поэтому необходимо проверить все школы и сделать выводы", – подчеркнула депутат.

Рейды начнутся на следующей неделе. Активисты "Безопасной столицы" рассчитывают обойти все образовательные учреждения столицы в сжатые сроки.

Перед Новым годом активисты "Безопасной столицы" уже выходили в рейды по школам Москвы. Добровольцы раздали московским школьникам пять тысяч светоотражающих брелоков. Ребята получили фликеры новогодней тематики: в форме Деда Мороза, Снегурочки и елочки. Они крепятся на одежду с помощью магнита. Поэтому их легко переместить на любое место куртки или рюкзака – чтобы светоотражающий элемент лучше был заметен.

Помимо этого, московских школьников и их родителей предложили обучить правильному использованию петард и фейерверков. Cначала предполагалось на селекторном родительском собрании напомнить правила безопасности родителям, затем привлечь экспертов для работы с детьми. Для большей эффективности предлагалось также устраивать практические занятия для лучшего закрепления пройденной теории.

Ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института (ЦНИИП) Минстроя РФ Александр Стрельников отмечает, что нет отдельных нормативов для организации пешеходных переходов возле школ.

"Все это делается в рамках общей системы организации пешеходного пространства. И здесь есть несколько концепций: например, когда строится квадратная сетка и все элементы пешеходной инфраструктуры размещаются согласно ней. Либо смотрят "по первому снегу", где люди протаптывают тропинки – и потом по этим траекториям прокладывают дорожки. Чаще, все же, архитекторы планируют район, как бог на душу положит, то есть исходя из собственного чувства прекрасного. Но в любом из этих случаев приходит пора, когда необходимо делать корректировки", – пояснил собеседник m24.ru.

Председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко отметил, что ситуация с пешеходными переходами возле школ постепенно улучшается.

"Раньше с этим были большие проблемы. Но по обращениям родительской общественности в последние годы многое делалось, поэтому сейчас можно видеть устойчивую тенденцию к улучшению. Где-то поставили светофоры, где-то положили "лежачих полицейских". Поэтому сейчас школы с неудобными переходами – скорее исключение, чем массовое явление", – подчеркнул эксперт.

Депутаты Госдумы планировали ввести в средних школах уроки, посвященные правилам дорожного движения. По мнению авторов проекта, такие занятия помогут сформировать законопослушное поведение среди юных пешеходов и будущих водителей. Кроме того, для столичных школьников предлагали разработать браслет с GPS и тревожной кнопкой, чтобы предоставить детям экстренный канал связи на случай непредвиденных ситуаций.

Также предполагалось ввести в московских школах уроки езды на самокатах и велосипедах. Чтобы ученики могли безопасно использовать этот вид транспорта. Учить школьников кататься на велосипеде можно будет на уроках физкультуры, по аналогии с проводимыми занятиями на лыжах или коньках.


Оригинал статьи: http://www.m24.ru/articles/127823?utm_source=CopyBuf
Информационный Центр Правительства Москвы
Порядка 10 тыс. старшеклассников и выпускников примут участие в дне профориентации на ВДНХ в феврале (19 января 2017 года)

Более 10 тысяч старшеклассников, студентов и выпускников примут участие в Московском дне профориентации и карьеры, который пройдет 18 февраля на ВДНХ. Об этом 19 января сообщила пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения столицы.

«18 февраля 2017 года с 11:00 до 18:00 пройдет Московский день профориентации и карьеры (ВДНХ, 57 павильон). На мероприятии соберется более 10 тысяч старшеклассников, студентов и выпускников, чтобы определиться с будущей профессией и выбрать лучшие образовательные и карьерные предложения», - отмечается в материале.

У гостей мероприятия будет возможность пройти профориентационное тестирование, получить экспертное заключение и рекомендации, посетить мастер-классы «Как спланировать свою карьеру», «Когда начинать искать работу», «Каким должно быть первое резюме», «Как развить в себе проектное мышление и предпринимательский дух».

Эксперты из разных областей бизнеса и науки расскажут о перспективных профессиях, индустриях, навыках и компетенциях будущего. «Лучшие карьерные консультанты и HR-специалисты страны в формате public talk ответят на вопросы и дадут соискателям практические советы. Представители крупнейших российских компаний расскажут о том, какие сотрудники и профессии востребованы сегодня на рынке. Для соискателей будут проводиться экспресс-знакомства с работодателями с возможностью презентовать себя, быстро и по делу получить обратную связь или даже предложение о работе», - подчеркнули в пресс-службе.

Также добавляется, что российские университеты и колледжи представят свои стенды с информацией о факультетах и образовательных программах. Для родителей и преподавателей будут организованы специальные секции и дискуссионные клубы. 


Оригинал статьи: https://icmos.ru/news/44776-poryadka-10-tys-starsheklassnikov-i-vypusknikov-primut-uchastie-v-dne-proforientatsii-na-vdnkh-v-fev/
Радиостанция «Москва FM»
Минздрав предложил отменить медосмотры при поступлении в школы и вузы (19 января 2017 года)

Минздрав предложил отменить медосмотры детей перед поступлением в школы и вузы. В ведомстве мотивируют это тем, что у каждого россиянина есть право на образование вне зависимости от состояния здоровья.

Директор центра медико-страхового права, медицинский юрист Юлия Стибикина считает, что медосмотры при поступлении необходимы, поскольку они могут выявить какие-либо патологии и предотвратить серьезные заболевания ребенка.

В свою очередь, главный врач московской городской клинической больницы №71 Александр Мясников уверен, что частые медосмотры не нужны и более того, могут даже навредить здоровью ребенка.


Оригинал статьи: http://www.m24.ru/audios/107742?utm_source=CopyBuf
Газета «Учительская Газета»
Рособрнадзор открыл серию видеоконсультаций по подготовке к ЕГЭ 2017 года (20 января 2017 года)

Рособрнадзор начал публикацию видеоконсультаций по подготовке к ЕГЭ 2017 года. В серии из 11 видеолекций руководители федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ рассказывают об особенностях и содержании экзаменов по каждому из предметов, изменениях 2017 года, дают рекомендации по подготовке к ЕГЭ и отвечают на вопросы выпускников.

Своими советами, как успешно подготовиться и сдать экзамены, делятся также участники ЕГЭ 2016 года, получившие высокие баллы на экзаменах.

- Квалифицированные советы и разъяснения от разработчиков экзаменационных материалов ЕГЭ помогут выпускникам из любого уголка нашей страны лучше подготовиться к экзаменам, понять содержание и особенности предстоящих выпускных испытаний, а учителям эффективнее выстроить работу по подготовке к ЕГЭ, - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Выпускники, принимавшие участие в съемках и имевшие возможность непосредственно пообщаться с разработчиками заданий ЕГЭ, оценили полезность такого опыта.

- Для меня, как для человека, решившего связать свою жизнь с химией, встреча с разработчиком КИМ ЕГЭ оказалась очень своевременной и полезной, ведь совсем скоро мне предстоит важное, можно сказать судьбоносное испытание – экзамен по химии! Изменения в ЕГЭ по химии, правильное оформление развернутых ответов на задания повышенного уровня – вот те вопросы, по которым я получила бесценную, на мой взгляд, информацию из первых уст, - рассказала выпускница Влада Зикеева.

Видеоконсультации по всем предметам ЕГЭ выйдут в течение января 2017 года на Youtube-канале Рособрнадзора. С опубликованными материалами также можно будет ознакомиться на официальном информационном портале ЕГЭ. 


Оригинал статьи: http://www.ug.ru/news/20705
Газета «Независимая газета»
Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы (19 января 2017 года)

Об отставках в министерстве, о консервативном взгляде на образование и нововведениях этого года с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ беседует министр образования и науки РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА.

Ольга Юрьевна, вот уже полгода прошло со дня вашего прихода в Министерство образования и науки РФ. Но пока министерская команда окончательно не сформирована. Могли бы вы рассказать, какие отставки и назначения ждут нас в ближайшее время?

– Сразу хочу акцентировать ваше внимание, что я всегда возлагаю большие надежды на нашу молодежь. С пиететом отношусь к профессионалам зрелого возраста, о чем скажу позднее, но обязательно даю шансы попробовать себя молодым специалистам. Вот и те несколько молодых сотрудников, с которыми я пришла в министерство, несколько лет до моего нового назначения проработали со мной на прежней работе. Они сведущи в своем деле, поскольку занимались вопросами образования и прежде, пусть в несколько ином аспекте.

Фактически есть два пути формирования команды на новом месте работы. Можно прийти полностью со своей командой. Либо присмотреться к тем, кто есть, и уж затем в случае необходимости начать производить замены. Я тоже сначала присматривалась, пусть и не очень долго. Замечу, что никто мной не был уволен «жестким» способом. По той причине, что я следую предостережению, вынесенному еще бессмертным Грибоедовым: «Ах, злые языки страшнее пистолетов». Люди уходили со своих должностей постепенно, и эти кадровые перестановки не мешали нормальной работе министерства.

Если мы пройдемся конкретно по кандидатурам в руководстве министерства, то напомню, что остался работать Вениамин Шаевич Каганов. Он работает в министерстве с 2013 года. Осталась Людмила Михайловна Огородова. Только ранее она курировала науку, а сегодня высшую школу. И это, я считаю, большая удача – иметь таких специалистов. В министерство пришла работать Ирина Владимировна Кузнецова. У нее большой послужной список, а на протяжении последних двух лет она курировала такое важное направление для образования, как проект ФГБОУ «Школа-2025».

И могу сказать по секрету, что в самое ближайшее время на должность заместителя министра по развитию науки и технологий придет очень уважаемый человек, ученый, исследователь, и его кандидатура, несомненно, укрепит наши ряды…

В том числе и поможет министерству наладить нормальные рабочие отношения с Российской академией наук?

– У нас замечательные отношения с Российской академией наук. А приход на работу в министерство такого уважаемого человека только упрочит их.

Сразу спрошу: что вы скажете об упорных слухах по разделению министерства на два: министерство образования и министерство науки и технологий?

– Это только слухи.

Часть департаментов вы оставили в нетронутом виде. Но кое-где на ведущие позиции пошли заместители выбывших. В чем причина такого подхода?

– Я называю это «естественной заменой». И Сергей Матвеев, и Андрей Зарубин, и Артем Пашковский – это бывшие заместители, которым около 40 лет. У них дети школьного и студенческого возрастов, им интересны темы школы и университетов. И эти люди все знают о своей работе, потому что прошли путь от простого служащего до руководителя подразделением.

Возглавивший департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Игорь Михеев ранее работал в департаменте и знает специфику изнутри. Мне кажется, этими назначениями мы укрепили среднее звено. От его успешной работы многое зависит. Меня также радует, что в министерство пришла работать Ирина Викторовна Мануйлова, все помнят ее по активной депутатской деятельности.

Осталась должность статс-секретаря?

– И заместителя министра, который бы взялся курировать общее среднее образование. Скажу сразу, что выбрать человека на этот пост достаточно трудно. Здесь важен и накопленный опыт работы в органах власти, в системе школьного образования и просто нужен человек с большим жизненным опытом и многими другими подходящими личностными качествами. Предстоит довольно сложный выбор, но затягивать мы не будем. В настоящий момент рассматриваются три кандидатуры.

Некоторые департаменты вы переподчинили непосредственно себе. Это чисто технические моменты или такая замена продиктована иными соображениями?

– Если вы имеете в виду контрольно-ревизионную деятельность министерства, то эти функции были разбросаны по нескольким департаментам. Сами департаменты располагались в разных зданиях министерства. Кроме того, эти контролирующие органы тесно связаны с большим количеством подведомственных организаций. Я посчитала, что эту «разобщенность» нужно несколько подкорректировать. Это был технический переход.

Общественная организация «Диссернет» выразила свое полное удовлетворение, когда узнала, что несколько чиновников, имеющих заимствования в диссертациях, ушли со своих постов. Вы учитывали эту «особенность» своих подчиненных, когда проводили увольнения?

– Я много лет была председателем вузовского диссертационного совета и глубоко убеждена, что если научный плагиат обнаружен, то диссертация не может быть защищена ни в одном диссертационном совете. Так было и в то время, когда защищалась я, этими же принципами я руководствовалась, когда шла защита моих студентов.

Если сегодня случаи девальвации кандидатских и докторских и случаются, то это скорее всего пережиток времен начала 90-х, которые ознаменовались легким хаосом в этой сфере. Но мы это пережили, мы идем вперед. Что же касается напрямую вашего вопроса – если честно... я не смотрела на списки всех тех людей, которые находятся в опале у Диссернета.

Вы одобряете их работу?

– Я не хочу говорить ни плохо, ни хорошо о них. Они делают то дело, которое считают нужным. Я выступаю за чистоту научного исследования и одобряю качественную работу диссертационного совета. И сегодня уже введены в строй несколько систем, позволяющих контролировать честность авторов работ. Я только против того, чтобы претензии к защитившим выходили бы за рамки научных споров. И уж тем более против сведения счетов на политической арене. Есть подтвержденный плагиат – человек просто снимает свою работу.

– Ваш приход на пост министра образования и науки ознаменовался рядом отставок в педагогических вузах. Это просто совпало по времени и обстоятельствам или сделано было вами преднамеренно?

– Ничего случайного в руководстве не бывает... Вы говорите о двух наших ведущих педагогических вузах – Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) и Российском государственном педагогическом университете имени Герцена. Я прекрасно осведомлена о деятельности этих двух флагманов нашей педагогики. Конечно, дважды войти в одну и ту же реку невозможно, но попытка возродить былое величие не возбраняется.

Когда я говорю так, то имею в виду прежде всего расцвет Санкт-Петербургского университета в 70-е годы прошлого века. Я не питаю ложных надежд, но и не желаю умалять роль нынешнего руководителя вуза – Сергея Богданова. У него имеется четкая и, что не менее важно, работающая концепция развития университета. Надеюсь, что ему многое удастся осуществить.

Что касается ректора МПГУ Алексея Лубкова, то он тоже фигура знаковая в образовании. Начнем с того, что он прошел путь от студента этого вуза до поста проректора. Затем поработал в министерстве у нас и вернулся в родной вуз на пост ректора. Сюда я приглашала его с целью продвижения концепции развития педагогического образования в стране. Важно было наладить связи министерства с другими вузами. Подготовка учителей – это одно из важнейших направлений деятельности министерства.

Я уже много раз говорила и еще раз повторю, что учитель – ключевая фигура всех процессов изменения в педагогике. Без его одобрения не было поступательного движения реформ, без его заинтересованного участия невозможно проводить мероприятия сегодня. Присутствие Алексея Лубкова в министерстве было оправданно, так же как сегодня оправданно его присутствие на посту ректора ведущего педагогического вуза. Мы надеемся, что этот университет станет одной из базовых экспериментальных площадок для всех вузов страны, чтобы помочь педагогу не только в его подготовке в предметной области, но и в психолого-педагогической деятельности и в его общекультурной деятельности.

Отставка и.о. ректора Алексея Семенова много обсуждалась в СМИ. Если кратко сформулировать суть конфликта во взглядах между Семеновым и Лубковым, то это будет выглядеть так: Семенов предлагал переориентировать курс на студента и нацелить его на «освоение практикоориентированных дисциплин». А Лубков тяготел к традиционной модели подготовки студентов. На каких позициях стоите вы?

– В вопросе подготовки педагогов я остаюсь на консервативной платформе, кто бы и что в мой адрес ни говорил. Ко всему, что связано с педагогом, нужно подходить взвешенно.

А вас устраивает нынешняя двухуровневая система подготовки в вузах, и педагогов в частности?

– Если для европейских университетов потребовалось несколько столетий, чтобы построить систему подготовки высококвалифицированных специалистов в том виде, в каком это представлено сегодня, то мы осуществили переход на Болонскую систему образования фактически за одно десятилетие. Понятно, что ошибки при такой спешке будут неизбежны.

Не скрою своих опасений: меня настораживает тот момент, когда при переходе на бакалавриат вместо полноценного создания новых программ вузы пошли по пути сокращения уже имеющихся. Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов. Мерило любой ценности – время. Ведь чем славился тот же МПГУ раньше? Там была потрясающая филологическая подготовка, история. Зачем все это губить? Без фундаментальных знаний никакое творчество невозможно.

Вы – историк по образованию. Как правило, люди вашей научной специальности, став руководителями и имея собственную идеологическую платформу, регулируют деятельность своих организаций в духе этой идеологии. Справедливо ли это в вашем случае?

– Нет ни одного человека, который бы не стоял на какой-то мировоззренческой позиции. Без целеполагания и смысла того, что ты делаешь, делать вообще ничего нельзя.

В таком случае назовите основные смыслы вашего подхода к образованию как к отрасли.

– По отношению к школе я консерватор, я за возврат к лучшим традициям советской школы. Все новое – это хорошо забытое старое. Сегодня это все тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны? Мы – народ пассионарный, мы мелко мыслить не умеем. Нашему человеку тогда хорошо, когда и рядом человеку хорошо. Когда-то мы первыми полетели в космос, а сегодня мы бьемся за новые высоты в технологических отраслях. У нас страна, уважающая знание. Чем плоха эта наша традиция? Было два периода в истории XX века, когда мы усиленно учились, – это военные и послевоенные годы.

С какими министерствами вы в первую очередь готовы разделить задачи по воспитанию подрастающего поколения?

– Я напомню вам слова Владимира Владимировича Путина о возвращении литературы в нашу школу. Мне трудно представить школу, которая живет вне культурного фона. Поразительно, но у нас до сих пор сохранилось огромное количество школ, которые имеют художественно-эстетическую направленность. Это нужно только приветствовать. Или... ничто не развивает ребенка так, как шахматы. Есть ряд стран, где шахматы – обычный школьный предмет. У нас Самарская область развивает, например, подобное направление. И это сделано было энтузиастами, которые помогли учителям. Чтобы все это сделать в своей школе, даже не нужно сотрудничества министерств.

Тенденции, которые сегодня обнаруживает наша школа, – это платность дополнительного образования. Если заглянуть в расписание кружков первоклассника московской школы, то можно увидеть: кружок английского языка – 4 тысячи рублей в месяц, футбол – 4 тысячи и т.д.

– Это выбор современных родителей. И примета не только нашего времени – музыкальная школа ранее тоже была платной.

Что вы думаете по поводу нынешней школьной нагрузки?

– Любая школа должна выполнять базовый план, вся другая деятельность начинается после. И аккуратней следует подходить к школьному расписанию. В этом смысле семь-восемь уроков в день – явный перебор. Перегрузки в школах быть не должно.

А домашнее задание? Отмена его – модный тренд наших дней.

– А куда мы без домашнего задания? Я против отмены его.

Заключительный вопрос: что нового нам ожидать в этом году?

– Изменений в этом году не так много, но они есть. Нововведения коснутся ГИА – государственной итоговой аттестации по русскому языку в устной его части. Осенью в некоторых регионах страны уже пройдет такой экзамен. Мы посмотрим, какой это будет формат. Где-то будет сдача экзамена комиссии, где-то – как это при сдаче иностранного языка – по компьютеру. Потом мы проведем аналитическую работу и будем знать, как этот экзамен нам развивать дальше. Из ЕГЭ по химии, биологии и физики в этом году мы убираем тестовые задания. В итоге тестовая часть исключена из всех предметов, кроме иностранного языка. И это, как мне кажется, хорошо.

В этом году будут проведены проверочные работы в 11-м классе по всем предметам, которые не входят в ЕГЭ. В этом нет никакого новшества. Такие работы идут каждый год. Просто в этом году они будут для всех по единым заданиям и в одно и то же время. Мое глубокое убеждение, что проверочные работы должны быть обязательными по всем предметам. Я за то, чтобы мы вернулись к тому принципу, что был заложен раньше: «Мой предмет главнее всех». Потому что практику, когда натаскивают по одному-двум предметам в школе, нужно прекращать. Я училась в той школе, где все предметы были одинаковы важны.

Мы недавно организовали проверку по русскому языку для ребят из вторых классов примерно в 30 тысячах российских школ. Результаты – неутешительные. Очень большой процент детей просто не смогли составить предложение из представленного им набора слов. Я убеждена: такого быть в нашей школе не должно.

Следующее новшество касается пунктов реализации «Стратегии научно-технологического развития РФ», которая была утверждена относительно недавно. Напомню, что министерство много работало над стратегией, в ней сформулированы приоритеты развития науки в стране. Что для нас важно, в стратегии нет, допустим, преференций для каких-то отдельных отраслей – будь то биология, физика или другая предметная область. Зато там есть общественный заказ на исследования, который дает возможность науке ориентироваться самой, искать новые пути, давать ответы на те ожидания общества, которые есть. Это очень важно. И эта свобода научным организациям дана фактически впервые. Там еще работать и работать над документом, но что уже есть – заслуживает особого внимания.

Мы продолжаем работу с некоммерческим сектором. Без привлечения общественных организаций решить поставленные задачи мы никак не сможем. 23 января начинается прием заявок на рассмотрение кандидатур в Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ. Я приглашаю всех принять участие в обсуждении кандидатур.    


Оригинал статьи: http://www.ng.ru/ideas/2017-01-20/8_6908_ministr.html
Газета «Российская газета»
А вы, бакалавр, задержитесь (18 января 2016 года)

Что ждет учеников и студентов в этом году? Сколько целевиков примут вузы? Как будут платить зарплату сотрудникам школьных психологических служб? Какие учебники отправят на апробацию? Могут ли оставить без аттестата того, кто получил "два" на Всероссийской проверочной работе?

Уже решено, что в этом году вузы будут набирать больше целевиков, чем раньше, а требования к ним станут строже.

Если выпускник не выполнил свои обязательства по трудоустройству, он должен выплатить штраф - не менее той суммы, которая затрачена на его обучение. Эти деньги пойдут в региональный бюджет или на социально значимые цели.

Места для студентов, которых взяли по направлениям от регионов, теперь будут не во всех вузах. Специальности и направления подготовки, по которым можно вести целевой набор, утвердит правительство. Появится и новый механизм распределения квот регионам.

Воспитание с трудом

В школах появится трудовое воспитание, учеников снова будут привлекать к субботникам, дежурствам, а устроиться на подработку станет проще. Принципиальное решение об этом министерством принято. Осталось внести нужные поправки в законодательство. Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал минобрнауки прописать в примерных программах для школ трудовое воспитание и общественно-полезный труд и, главное, внести поправки в законодательство.

Увидеть звезду

Астрономия может стать отдельным предметом, поделенным на два уровня. Если экспертное сообщество одобрит это, изменятся и примерные образовательные программы.

В школах сегодня курс астрономии включен в программу по физике и практически размыт в ней. Азы астрономии дают школьникам в "началке" на окружающем мире. Потом она надолго исчезает из программ и появляется у продвинутых учителей в старших классах. А если учитель не успевает дать основную программу по физике, то может дать параграфы по астрономии на дом.

Влипли в историю

В 2017 году школьники впервые будут писать Всероссийские проверочные работы по истории. Демоверсии уже опубликованы, и учителя начали к ним готовиться. Известно, что в контрольных будет до 20 вопросов, включая задания по истории родного края. К примеру, демоверсия проверочной работы по истории состоит из 12 вопросов. Например, таких: "Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены". Кроме того, запланированы проверочные работы по биологии. Большая часть работ пройдет в апреле, их будут писать ученики 4-х, 5-х, 10 и 11-х классов.

- По результатам проверочных работ не будут приниматься никакие решения, связанные с судьбой ребенка, его дальнейшим обучением. Всероссийские проверочные работы - это обычные контрольные работы, предназначенные для диагностики уровня подготовки, выявления проблемных зон, самооценки школ, - подчеркнул глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Психолога призовут на службу

- Я считаю, что психологическая служба должна быть в каждой школе, - высказала свое мнение министр образования и науки Ольга Васильева.

Вузы выпускают много психологов, но они не идут работать в школу, потому что зарабатывают там слишком мало. По словам министра, вопрос с оплатой труда психологов должен быть решен в ближайшее время. Сколько психологов нужно школе?

- Если в школе 11 классов, то не меньше 11: на каждую параллель - хотя бы одного психолога. А если классов много, то и два. Если есть дети-инвалиды или ученики с какими-то индивидуальными особенностями, то еще больше. Школам нужны психологические службы, где были бы разные специалисты - психоневрологи, логопеды, клинические психологи, так как участились конфликтные случаи, связанные с повышенной агрессивностью детей. Причем желательно, чтобы они были с магистерским образованием, - говорит профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Авдеева.

По мнению экспертов, нужно разработать комплекс критериев оценки работы психолога. Оцениваться должно качество образовательной среды - насколько детям и учителям комфортно в школе.

Оценка за букварь

Школьные учебники отправят не только на экспертизу, но еще и на апробацию, которая пройдет в лучших школах страны.

- Важно, чтобы она проводилась в разных регионах страны и в разных типах школ. Должны быть четко сформулированы цели и задачи апробации. Апробация дает возможность понять, насколько учебник соответствует возрасту детей. Достаточно ли понятно изложено содержание. Какие перспективы интерактивного общения в процессе обучения открывает учебник, - рассказала заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО, автор школьных и вузовских учебников по истории профессор Виктория Уколова.

От первого лица

Ольга Васильева, министр образования и науки России:

- Со следующего учебного года в ЕГЭ по литературе полностью исчезнет тестовая часть. Экзамен станет полностью творческим и приобретет совершенно иное звучание: он будет разделен на три блока, в которые войдет то, что мы называем классическим сочинением. Первый блок - это два задания, связанные с литературоведением. Второй блок - письменные творческие задания, связанные с оценкой лирического произведения. И третий блок - это сочинение, где каждому будут даны четыре темы на выбор. Первая - литературоведческий анализ произведения, вторая - личностное восприятие прочитанного, третья опирается на знания творчества какого-то писателя. Для раскрытия четвертой темы ученик сможет сам выбрать любой материал.

Что обсуждается

Ведение устной части в ЕГЭ и ГИА по русскому языку.

Обязательный выпускной экзамен по географии.

Обязательный ЕГЭ по истории.

Обязательная публикация всех квалификационных работ выпускников вузов и колледжей, имеющих госаккредитацию в Интернете.

Оценка по сочинению вплоть до 100 баллов.

Введение во всех вузах дополнительных письменных испытаний.

Увеличение учебы в бакалавриате педвузов до пяти лет.

Кошелек

Щи для студента

В 73 регионах страны прошел мониторинг студенческого общепита. Активисты проверили 1674 столовых и буфета в 524 вузах и колледжах. Выяснилось, что стоимость студенческого обеда варьируется от 160 до 300 рублей. Дешевле всего пообедать в студенческой столовой Северного Кавказа, учащимся это в среднем обойдется в 160 рублей. Дороже всего обед стоит на Дальнем Востоке - около 300 рублей. В Южном и Сибирском федеральном округе студенты платят за обед в среднем 250 рублей, а в Приволжском, Северо-Западном и Уральском - примерно 200 рублей. В этом году цена обедов подниматься не будет, пообещали во всех вузах.

Что будет сделано в ближайшие три года

Открытие не менее 30 учебно-методических центров на базе ведущих колледжей и вузов по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создание в 15 регионах инфраструктуры для психолого-педагогической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет.

Поддержка слабых школ в 20 регионах.

Подготовка 40 тысяч специалистов, которые будут работать с инвалидами и лицами с ОВЗ.

В регионах откроют 34 технопарка.

Не менее 50 процентов колледжей предложат самые востребованные специальности из топ-50.


Оригинал статьи: https://rg.ru/2017/01/18/uchebu-v-pedagogicheskih-vuzah-predlozhili-prodlit-na-god.html
Газета «Южные Горизонты»
ГАЛЕРЕЯ «НА КАШИРКЕ» ОТКРЫЛА СЕЗОН «АРТ-СУББОТ» (18 января 2016 года)

В галерее «На Каширке» 14 января открылся сезон «Арт-субботы — 2017». В этот день прошло сразу два мероприятия, которые посетили более 60 человек.

На открытии сезона художник и преподаватель техникума имени Красина Ева Аракчеева провела для гостей мастер-класс «Пейзаж в стиле Клода Моне». Участники занятия рисовали картину по мотивам Моне «Сумерки. Венеция».

Кроме того, известный фотограф Рудольф Костоусов зачитал лекцию «Поэтика фотографии» об основах искусства фотографии. Он рассказал о том, как придать фотоснимку настроение и на чем акцентировать внимание зрителя.


Оригинал статьи: http://www.ugorizont.ru/2017/01/18/galereya-na-kashirke-otkryila-sezon-art-subbot-2017/
Газета «Мои Черемушки»
В Черемушках прочитали стихи Цветаевой, Ахматовой и Пастернака (19 января 2017 года)

Поэтический вечер, приуроченный к празднованию Старого Нового года прошел в Центре "Лидер" образовательного комплекса "Воробьевы горы". На вечере поэзии Серебряного века выступила методист Московского Дворца пионеров Марина Шкробова.

Для педагогов, родителей и обучающихся старшего возраста в Центре "Лидер" вечером ждал сюрприз, на котором с чтением стихов Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Юнны Мориц и других поэтов выступила старший методист отдела социокультурной деятельности и образовательных проектов Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования Марина Шкробова.

По сообщению пресс-службы Центра, она погрузила слушателей в удивительный мир поэтической эстетики и сделала вечер Старого Нового года в Центре "Лидер" волшебным. В завершение своего выступления Марина Шкробова сказала немало теплых слов своим слушателям и выразила желание повторить подобные поэтические вечера. 


Оригинал статьи: http://cheremushkimedia.ru/news/novosti-rayona/v-cheremushkakh-prochitali-stikhi-tsvetaevoy-akhmatovoy-i-pasternaka/