RSS

Образование для лиц с особыми образовательными потребностями

Министерством образования и науки Российской Федерации открыта «горячая линия» по вопросам приема в образовательные организации на 2017/2018 учебный год.

Любой желающий может получить консультационную помощь о поступлении в любой вид образовательных организаций, включая школы, вузы и образовательные организации среднего профессионального образования по телефону: 8 495 539 55 20

«Горячая линия» будет работать по будним дням с 9:00 до 16:00 до 1 октября 2017 года.



Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование - одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обучаются 53 тысячи детей с особыми образовательными потребностями, в том числе более 20 тысяч детей-инвалидов.

В рамках действующего законодательства в Российской Федерации обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.

Основой для разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (вступил в силу с 1 сентября 2016 года), в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

-использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

-специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

-предоставление услуг ассистента (помощника),

-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

-обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Чтобы сделать образование доступным для всех категорий обучающихся, поддерживать высокий уровень его качества, в образовательных организациях создаются специальные условия, действуют специально созданные службы, реализуются городские проекты и долгосрочные инициативы.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В городе представлено разнообразие форм организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Выбор образовательной организации - право родителей (законных представителей) каждого ребенка.

Работа с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ требует от педагогов и специалистов постоянного совершенствования. Система непрерывного повышения квалификации педагогов, специалистов, работающих детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяет им своевременно повышать свой профессиональный уровень. Количество кадров соответствует потребности города в педагогах-психологах, учителях-логопедах и учителях-дефектологах. Разработаны и реализуются разнообразные программы подготовки специалистов.

Психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывается как в государственном бюджетном учреждении «Городской психолого-педагогический центр», так и в каждой образовательной организации силами специалистов психолого - педагогической службы на основании рекомендаций психолого-педагогического консилиума школы.